Драматическая фантазия в стихах; в одном действии с эпилогом.
Действующие лица:
Старик.
Женщина.
Михаил, сын их.
Извозчик.
<< Сцена 1 >>
<< Простая крестьянская изба; посередине деревянный стол. Старик >>
<< починивает сеть; пожилая женщина сидит за самопрялкой; >>
<< вдали в задумчивости сидит мальчик с книгой. >>
<< Старик >>
Плохие времена; прогневался на нас
Правдивый бог: хлеба, покосы плохи -
Того гляди, придется голодать,
Придется продавать последние лаптишки.
На ту еще беду ни щука, ни карась,
Ни сельди, ни треска не ловятся изрядно.
Ох, ох! старуха! худо время!
<< Женщина >>
Ась?
Кажись, ворчишь недоброе ты что-то;
Господь даст день и пищу, – не тужи!
<< Старик >>
Да, хороша пословица, а знаешь
Пословицу другую: на бога надейся,
Да не плошай и сам? и эта хороша.
Вздохнешь и нехотя, как нету ни гроша,
А силы всё слабее да слабее!-
Ох! что-то мы с тобой, старуха,
Тогда начнем, как выбьемся из сил!
<< Женщина >>
Зато наш сын в то время будет силен:
На старости призрит, прокормит нас.
Поди сюда, Михайло, о тебе,
Ты слышишь, речь идет, поди скорее!
<< Михаил >>
Что, матушка? я книжки зачитался,-
Как много тут хорошего, давно
Я не был так доволен: как-то сердцу
Приятно, как начну читать псалтырь.
Послушай-ка! прочту тебе страничку!
<< Женщина >>
Ох, дитятко, ох, горе-богатырь!
На горе выучил письму отец Никифор!
<< Старик >>
Доподлинно на горе: малец взрослый,
А нет, чтоб отцу в работе помогать.
<< Женщина >>
Чтоб матери горшки переставлял…
<< Старик >>
Чтоб иногда развесил мне хоть сети
Для сушки…
<< Михаил >>
<< (огорченный) >>
Матушка, отец родимый мой!
<< Старик >>
Всё с книгою сидит, читает. Дети, дети!
Для вас трудись руками и спиной,
А вы ленитесь…
<< Женщина >>
Рвете рубашонки
Да дрянные читаете книжонки!
<< Михаил >>
Помилуй, матушка, отменнейшие книги,
И даже есть картиночки в иных.
<< Старик >>
Опять свое!
<< Михаил >>
<< (жалобно) >>
Да не сердись, родимый;
Что мне велишь, всё сделаю тотчас,
Рад помогать тебе, что силы станет,
И буду лишь тогда читать,
Как дело кончу…
<< Старик >>
Ну, родимый, ладно!
<< Михаил >>
<< (ласкаясь к нему) >>
Прости, коли сердит!
<< Старик >>
<< (целует его) >>
Ну, будь вперед умнее!
<< Женщина >>
Да, да, умнее будь.
<< Михаил >>
Да, я буду умнее!
Я, батюшка, теперь уж не дитя,
Пройдет пять лет, – как ты, я взрослый буду
И стану работать за всех вас, вам
Покойно будет; всем займусь исправно,
Лишь вы за то читать мне не мешайте,
Как дело кончу…
<< Женщина >>
Да скажи на милость,
Что к чтенью вдруг тебя так пристрастило
И что, скажи, хорошего есть в книгах?
<< Михаил >>
O, много! много! матушка!
<< Женщина >>
Да что же?
<< Михаил >>
Не знаю, как сказать, а только хорошо.
Когда я в первый раз взял книгу
И начал буквы разбирать -
Почувствовал я в сердце радость,
Готов был с книгой умереть!
Глаза мои к словам прильнули,
Душа их смыслом увлеклась;
Я дальше, дальше, – всё другое,
И всё так чудно-хорошо!
Куда, я сам не знаю, мысли
Меня манили за собой,
И вот с тех пор люблю я книги
И буду их читать всегда!
<< Старик >>
Да что же толку? Ты ведь будешь
Крестьянином таким же, как и я,
А я не знаю в книгах ни бельмеса,
Да прожил век не хуже грамотея.
<< Женщина >>
Ась?
<< Михаил >>
Я слышал, батюшка, и в книгах
Читал, что есть такой народ,
Который знает всё на свете:
Считает звезды в небесах,
Всё, на чем свет стоит, изведал
И, как вертится свет, постиг…
Таких, слышь, в Питере немало,
И всем им там большой почет,
Какого немцам не бывало:
Сама царица их блюдет!
<< Старик >>
Так что же в том: не хочешь ли и ты
Таким же быть заморским колдунишкой?
<< Михаил >>
Признаться, батюшка, я думал,
Когда бы ты позволил мне,
Поехать в Питер, обучаться
Охота забирает страх…
Об этом мысль не оставляет
Меня; попробовал бы сам
Писать такие же я книги…
<< Женщина >>
Вот что затеял, вот те раз!
Еще он смеет озорничать!
Пусти его, вишь, в Питер: хочет он
Учиться, а отца и мать
Покинуть.
<< Старик >>
Не годится, Миша,
Такие думы замышлять; и что
С них проку? Лучше хлеб насущный
Ты честно добывай, крестьянином живи,
Куда уж нам до мудрости столичной!
Ты там себе пристанища не сыщешь,
Умрешь там с голоду…
<< Михаил >>
Я рад
Всё претерпеть, лишь можно б было
Мне там в училище вступить,-
О, как бы я учиться начал!
Всё б для науки я забыл!
Мне, право, батюшка, порой
На ум идет, что без науки
Могу я умереть со скуки,-
Давно уж я грущу душой.
Все книги, что отец Никифор
Оставил мне, уж я прочел,
Почти уж выучил на память,
А жить без книг я не могу…
Свези же в Питер, мой родимый,
Меня, и в школу там отдай!
Я скоро выучусь, приеду
И с вами снова буду жить!
<< Старик >>
<< (строго) >>
Откуда ты набрался этой дичи?
Не смей об этом больше говорить!
Мальчишка, ты не понимаешь дела…
Знать, этого ты духу набрался
Из книг; подай – я их все спрячу;
Отдам тогда, как будешь поумней!
<< Михаил >>
<< (умоляющим голосом) >>
Пусти учиться!
<< Женщина >>
Ась!
<< Михаил >>
Хоть книги-то оставь!
<< Старик >>
Подай сюда иль сам возьму их, ну!
<< Михаил >>
<< (в страхе) >>
Оставь хоть две!
<< Старик >>
Нет, ты избаловался:
Работать не работаешь, шалишь,
Да дичь еще такую замышляешь!
<< Женщина >>
Знать, правда, что недобр тот человек,
Который возится с нечистой силой книжной!
Я, грешная, отроду не читала,
Да и читать не приведет господь,
Хоть до седых волос уж дожила я;
А он молокосос!..
<< Михаил >>
Ах, матушка! за что
Все на меня? Как я теперь несчастен!..
<< Старик >>
Из головы дурь выкинь, помогай
Работать мне прилежно, приучайся
Хлеб добывать трудом, и помни век,
Что не бывать тебе, пока живу я,
В столице, не видать поганых книг!
Иди же, спи спокойно…
<< Михаил >>
Ах, родимый,
Могу ли спать спокойно? Хоть одну
Исполни просьбу: я…
<< Старик >>
<< (строго) >>
Не смей и говорить!
<< (Михаил заливается слезами) >>
<< сцена 2 >>
<< (Поле. Вдали лес. Вправо большая дорога) >>
<< Михаил >>
<< (один) >>
День ото дня мне тяжелей:
До вечера от утра за работой,
Которая не по сердцу, сижу;
Отец за мной так строго смотрит,
Все книги спрятал, а без них
Мне тяжко, скучно, я страдаю…
Бывало, так легко душе,
Когда я чтеньем занимаюсь,
Стараюсь разгадать: зачем
И почему написано в ней то-то
Или другое? Время так летит,
Не замечаю я его теченья…
Бывало, мысль надеждой занята,
Что я учиться буду, буду сам писать,
Что не простым я буду человеком
И, может быть, других перегоню…
Что и отца и мать утешу я
Собою, облегчу их участь…
И всё-то вдруг пропало, разлетелось:
Крестьянин я, крестьянином умру!
Отец не понимает польз своих
И отпустить меня не хочет в Питер…
А надо мне учиться, самому
Приняться сочинять, да, надо!
К тому назначен я судьбой и знаю,
Что говорил мне тот небесный вестник,
Во сне который посетил меня!
Он мне сказал: "Высок удел,
Который для тебя назначен,
Иди, лишь не кривым путем,
Будь честен, добр, покорен, прямодушен,
К чужому завести не знай:
И своего довольно будет!
Учись прилежно, силы все
Употреби ты на науку,
Иначе будешь мужиком!"
И вдруг пропал; тут на меня
Повеял запах ароматный…
Сначала я не понимал,
Что делать; после догадался,
За книгу взялся в тот же час
И с той поры всё думал, думал,
Как бы учиться, как бы мне
Моей судьбины не прогневать!..
Читал прилежно и порой
Стихи сам пробовал писать я,
И так тогда я весел был!
Теперь надежды я лишился.
Что делать мне?
<< (по дороге проезжают несколько путешественников) >>
Счастливый путь!
Они, быть может, едут в Питер!
А я, я должен здесь грустить
И не учиться, не послушать
Того, что сон мне предсказал!
О, что мне делать! я просил
Отца раз пять – не отпускает
И не отпустит; бредом он
Зовет мои предположенья…
А доказать я не могу,
Что он ошибся! Как же быть?
Как в Питер мне попасть? не знаю!
Когда б не гневался отец,
Тихонько б я ушел отсюда!
Но как? дороги не найду!
<< (по дороге проходят несколько пешеходцев) >>
Они идут… а что же я,
Ходить тож, кажется, умею.
Спрошу, где, как?.. язык ведь есть!..
<< (в ужасе) >>
А мать, отец? Оставить их
На сокрушенье, на рыданья?
Они меня балуют так,
Лишь на меня у них надежда…
Уйду… покоя их лишу,
Они почтут меня погибшим!
<< (Решительно) >>
Пусть так… но я им докажу,
Что не погиб я, ворочуся я
Ученый, умный, ото всех
Почтен, с чинами и с богатством,
И пусть бранят тогда меня
За то, что я от них укрылся!
Иду… о, господи, прости,
Что я родителей оставлю,
Что не послушался я их!
Иду, иду!..
<< По дороге проезжают извозчики с кладью. Михаил идет к ним. >>
Спрошу, где Питер,
На первый раз хотя у них…
<< (Обращается к извозчику.) >>
Где в Питер мне пройти поближе,
Скажи, старинушка?
<< Извозчик >>
Что, свет?
Да ты зачем идти туда намерен?
Ведь Питер-то – отсюда не видать!
<< Михаил >>
<< (в замешательстве) >>
Да так, мне надобно… Скажи,
Пожалуйста, скорей!
<< Извозчик >>
Так ты не шутишь?
<< Михаил >>
До шуток ли?
<< Извозчик >>
Да как же ты пойдешь,
И что тебе идти-то за охота?
<< Михаил >>
<< (в сторону) >>
Ах, боже мой! что ж я ему скажу?
<<(Вслух) >>
Пожалуйста, скажи, – там у меня родные,
А здесь я сирота!
<< Извозчик >>
Теперь я понимаю…
Да только всё того мне не понять,
Как ты дойдешь? Ведь ты и мал, и беден!
<< Михаил >>
Дойду, дойду…
<< Извозчик >>
Пристанешь, захвораешь!
<< Михаил >>
Нужды нет!
<< Извозчик >>
Жалко мне тебя…
Садись на воз, я подвезу покуда.
<< Михаил >>
<< (садится с веселой улыбкой) >>
Вот видишь: ты тужил,
Как я дойду, а первый сам помог мне, -
На свете не без добрых, знать…
<< Извозчик >>
И не без злых!
<< (Ударяет кнутом по лошади и уезжает вместе с Михаилом.) >>
<< Входит старик, отец Михаила, и за ним жена его. >>
<< Старик >>
Да где же наш Михайло? Что за пропасть,
День целый я ищу его напрасно,-
Помилуй бог, уж не пропал ли он?
Искал, искал, ну так, что утомился!
Где он? Не в Питер ли ушел, шалун,
Не утонул ли, не упал ли в яму?..
О господи! как сердцу тяжело!
Как будто должен я его лишиться!
<< Женщина >>
<< (входит) >>
Ах, горе, горе! мы его лишились.
Искала я везде, и у соседей
Я спрашивала – нет… О боже мой!
Да где же он? да что же с ним случилось!
<< Старик >>
Везде искала – нет! О, страшное сомненье
Исчезло! Новою бедой господь
Карает нас: его святая воля!
Одна была надежда – миновалась…
<< Женщина >>
<< (плачет) >>
Пропала наша лучшая надежда.
<< Старик >>
Один был сын – и тот недолго был!
О горе, горе нам, старуха!
<< Женщина >>
Горе, горе!
<< Плачут отчаянно; занавес опускается. >>
<< Эпилог >>
<< Действие происходит через пятнадцать лет. Кабинет, великолепно убранный. >>
<< Ломоносов сидит в задумчивости, сочиняя стихи. >>
<< Ломоносов >>
Ну, это будет хорошо… Что ж дальше?
Подумаю, так что-нибудь придет…
<< (Думает) >>
Нет ничего… На мысль воспоминанья
Приходят, я их разбудил стихом.
"Как прошлое для нас заманчиво и ново!"
Давно ль еще я был совсем не то!
Я помню, был когда-то я в деревне,
Читал псалтырь и сказку о Бове
И приходил в восторг от разной дряни.
Я помню, как отец меня бранил
За леность, за любовь к науке. Он
Не верил ни ученью, ни людям
И был уверен, что ученье вздор!
Покойный сон страдальческому праху -
Тяжелый крест он до могилы нес,
И жаль, что весть отрадная о сыне
Не усладила дней его последних.
А мать моя, – она меня любила,
Хоть тоже от нее за книги доставалось!
А как я их ужасно огорчил,
Когда вдруг скрылся из дому… Как много
С тех пор со мной случилось перемен!
Трудов немало перенес я:
Нередко даже голодал,
С людьми боролся и с судьбою,
Дороги сам себе искал.
Сам шел всегда без руководства,
Век делал то, что честь велит,
И не имел хоть благородства,
А благородней был других…
Зато достиг своих желаний,
Учиться дали средства мне -
Я быстро шел путем познаний
И на хорошем был счету…
И вот я шел да шел, трудился,
Свой долг усердно исполнял
И этим кой-чего добился:
Теперь я тот же дворянин!
Но это всё еще ничтожно
Совсем не этим я горжусь,
Такое титло всем возможно.
Горжусь я тем, что первый я
Певец Российского Парнаса,
Что для бессмертья я тружусь…
Горжуся тем, что, сын крестьянский,
Известен я царице стал
И от нее почтен вниманьем
И ей известен, как пиит.
Горжуся тем, что сердце россов
Умел я пеньем восхитить,
Что сын крестьянский Ломоносов
По смерти даже будет жить!
“Внимание!!! Хотела поделиться с вами своей радостью: мой старший сын в этом году сдал ЕГЭ по математике на 88 баллов!!!! За год с тройки на такой результат!! И все благодаря вот этому человеку – Вячеславу Владимировичу. Он – репетитор-кандидат технических наук МГТУ им. Н.Э. Баумана (перевожу на русский – это очень очень высокий уровень владения математикой и физикой). Мы сами занимались с разными преподавателями, есть с чем сравнивать. Дочка подруги тоже в восторге от занятий математикой с ним.
Сейчас Вячеслав Владимирович проводит набор учеников, и я с радостью его вам порекомендую. Специально для читателей нашего сайта он проведет несколько бесплатных диагностик!! Вот его сайт, там можно почитать про него, его методику подготовки, отзывы и записаться на диагностику: https://ktnauk.ru/ Не благодарите!! Ваша Алиса)“.